Сцепление. Общие аспекты.
Сцепление- один из важнейших компонентов трансмиссии. Это приспособление, конструкционно, имеет свои
компоненты, которые и определяют работу. Однако, каждый механизм или деталь имеет свой амортизационный
срок службы, по истечению которого, этот механизм не способен качественно выполнять свои функциональные
обязанности и требуется замены. Не исключением являются и компоненты сцепления. Можно добавить, что сам
узел сцепления достаточно долговечен, и в случае выхода из нормального режима работы некоторых компонентов,
автовладельцам при производстве замены деталей этого приспособления стоит обратить внимание на некоторые
нюансы, дабы вновь установленные детали сцепления смогли равноценно заменить поврежденные. Если возникла
необходимость замены этого узла трансмиссии, автовладелец должен ориентироваться в некоторых аспектах,
которые помогут ему выбрать действительно высококачественный товар. Естественно, подделка или товар,
выполненный кустарным способом- не способен равнозначно заменить поврежденные механизмы сцепления, и
в лучшем случае такое приспособление прослужит недолгий эксплуатационный срок. Для того, чтобы выбрать
качественный товар, автовладелец при осмотре должен обратить внимание на некоторые моменты.
Можно добавить, что каждое сцепление должно проектироваться с учетом некоторых нюансов, а именно - должны
учитываться технические характеристики силовой установки, МКПП и редуктора ведущего (заднего) моста.
Корзина сцепления.
Ключевым компонентом сцепления является корзина. Именно от корзины напрямую зависит нормальное
функционирование узла сцепления. Функционально корзина отвечает за обеспечение взаимодействия
маховика силовой установки с диском, т.е.- за включение сцепление и, соответственно - выключение.
Можно добавить, что такой узел как корзина- это достаточно важный компонент сцепления, и, в случае выхода
из строя хоть одного элемента корзины, под угрозой будет работа всего механизма сцепления. Корзина,
конструкционно, представляет из себя единый блок, в состав которого входят диск (нажимной), пружина
диафрагменная и кожух. С одной стороны, кожух корзины имеет контакт с маховиком, с другой- с выжимным
подшипником посредством возвратной пружины. Можно сказать, что корзина является механизмом соединения
между ведомым диском и маховиком силовой установки.
Лепестки - основа плавной работы сцепления.
В кожухе конструкционно расположена диафрагменная пружина. В свободном положении данная пружина
имеет форму усеченного конуса, имеющего радиальные прорези, которые расходятся от внутреннего края
диафрагменной пружины. Эти прорези образуют лепестки, обычно в количестве восемнадцати штук,
выполняющие роль упругих выжимных рычажков. За счет ширины и количества лепестков возникает
упругость, благодаря которой пружина создает определенное давление на диск нажимной. От
количества и параметров именно лепестков напрямую зависит плавность включения и выключения
сцепления. Поэтому, выбирая сцепление, необходимо в обязательном порядке обратить внимание
на количество, толщину и параметральные данные упругих пластин- лепестков, от которых
зависит не только мягкость работы узла, но и точность.
Диск ведомый.
Обычно, в Газели применяется диафрагменное сцепление. Данный тип сцепления рассчитан на
установку дисков (ведомых), имеющих диаметр от 240мм и 225мм. Диафрагменное сцепление имеет
достаточно веское преимущество перед рычажным, а именно- довольно простая конструкция,
соответственно- меньшие габариты и масса компонентов, постоянная степень вращательного
момента, передаваемого даже при возможном износе фрикционных накладок благодаря
конструкционным особенностям диафрагменной пружины, значительно меньшее усилие для
поддержания сцепления в отключенном положении.
В промежуточном пространстве между диском нажимным и кожухом располагаются пружины, роль которых
сводится к прижиманию диска нажимного к ведомому, а последнего- к маховику. Не секрет, что благодаря
возникающему трению между ведущими компонентами сцепления и ведомыми, перераспределяется вращательный
ход от силовой установки- двигателя к компонентам трансмиссии. Как раз момент трения создается за счет
упругости пружин. Конструкционно, на отечественных марках авто, в том числе и Газели, пружин может быть
от 6 до 28. От количества пружин напрямую будет зависеть не только передача вращательного хода от
силовой установки к трансмиссии, но и мягкость работы сцепления.
Достаточно высокое качество и надежность данного типа сцепления обусловлена применением термообработанного
металла (стали) 50ХГФА для диафрагменной пружины, а также- закалка лепестков пружины до твердости 50…56HRC.
В зависимости от параметральных данных таких компонентов сцепления как пружины во многом будет зависеть
мягкость и точность функционирования узла сцепления.
Рабочая поверхность фрикционных накладок ведомого диска -
обязана быть однородной по своему составу, полностью исключать любые механические повреждения
(трещины, шероховатости, сколы). Также, исключается наличие на данном механизме масляных пятен или следов
других технических жидкостей. Это обусловлено тем, что данная деталь, по сути, является самым дорогостоящим
приспособлением корзины, и в кустарных условиях идеально изготовить эту деталь, практически- невозможно.
Обычно, толщина новой фрикционной накладки находится в диапазоне от 3 до 5,5 мм. и выполнены они в виде
цельного кольца или усеченных секторов.
При визуальном осмотре немаловажным фактором является состояние клепки, причем как мелких заклепок диска
ведомого с накладками, так и более крупных- пластин демпфера. Заклепки обязаны быть идентичны друг другу и
быть расположены в строго определенном порядке относительно края. Полностью должны исключаться любые
смещения или различные люфты демпферных пластин или фрикционных накладок. Также, должен полностью
исключаться люфт пружин в демпфере, а детали, составляющие комплекс узла не должны иметь никаких
шероховатостей или задиров. Достаточно важным фактором является наличие маркировки
на демпферной пластине.
Можно добавить, что не все брендовые торговые марки наносят лазерную маркировку или наносят свое фирменное
клеймо, но все же, наличие клейма, маркировки или голограммы подтвердит оригинальное происхождение детали.
Так какое сцепление лучше на Газель.
В зависимости от производителя сцепление может отличаться более мягким или наоборот, более жестким действием.
В зависимости от количества демферных пружин, которые влияют на угловую жесткость. И, в зависимости от желания
и предпочтения, автомобилист может выбрать сцепление по жесткости, которое, в свою очередь зависит от
производителя. Каждый производитель подбирает сам количество пружин, и, можно сказать- данный фактор
может являться этакой визитной карточкой бренда. Ведущие производители. Учитывая главные аспекты при
выборе сцепления, необходимо также учитывать производителя, от которого зависит качество работы такого
приспособления как сцепление. Естественно, торговые марки с мировым именем, такие как LUK, VALEO, GERZOG,
SACHS- являются лидерами по производству таких приспособлений как сцепление, однако, автолюбитель,
среди вышеперечисленных брендов должен сам выбрать более предпочтительный для себя вариант. LUK- это одна
из передовых компаний, производящих качественные корзины, однако наряду с такими брендами как VALEO и SACHS,
продукция этой торговой марки достаточно дорогостоящая. Однако, стоит отметить, что вышеуказанные компании
являются одними из лидеров в области производства именно таких приспособлений как сцепление. Оптимальный
вариант, который удовлетворит автовладельцев как по качеству, так и по стоимостной политике- это сцепление
от всемирно известного бренда, лидера в этой области, торговая марка - HERZOG. Данный бренд имеет свои
сертифицированные лаборатории и конструкторские центры, которые контролируют соблюдение всех технологий
при производстве продукции, в том числе и сцепления.
Поэтому, при выборе такого приспособления как сцепление, автовладельцы, дабы качественно укомплектовать
свое авто, должны прислушаться к вышеперечисленным рекомендациям и выбрать для себя оптимальный вариант.