Силовой агрегат авто или ДВС функционирует за счет сгорания горючки в камерах ГБЦ. Естественно, последствия
горючки в виде выхлопного токсичного газопотока необходимо вывести за пределы авто. Непосредственно выводом
этого газопотока занимается система выхлопа. А вот чтобы этот выхлопной газопоток беспрепятственно попал в
выхлопную систему, силовой агрегат комплектуется газораспределительным механизмом.
Газораспределительный механизм является неотъемлемой частью любого силового агрегата. Функциональные задачи,
которые выполняет ГРМ не ограничиваются только взаимосвязью с системой выхлопа с целью вывести из цилиндров
выхлопной газопоток, этот механизм также обеспечивает цилиндры очередной, дозированной порцией горючки, а
также способствует очистке цилиндров от остатков продуктов горения.
Конструкционно ГРМ достаточно сложный и громоздкий механизм, имеющий в своем комплексе множество мелких
деталей. Кстати, эти мелкие детали, благодаря точности своих параметров и определяют качественную работу
механизма.
Основным компонентом ГРМ, безусловно, является распредвал. Благодаря вращению распредвала и
происходит основной процесс подачи горючки в цилиндры и выпуск газопотока из них. Распредвал имеет
достаточно сложную конструкционную конфигурацию. Наличие в конструкции распредвала таких приспособлений
как кулачки – способствуют постоянному циклу подачи- вывода. Дело в том, что кулачки, имеют округлую
конфигурацию с односторонней выпуклой частью. Расположены кулачки на распредвале таким образом, чтобы
при вращательном движении этого механизма соблюдалась определенная цикличность подачи горючки и выпуск
отработанного газопотока. Эти кулачки, благодаря конструкционным особенностям ГРМ и производят процесс
газообмена. А происходит этот процесс таким образом. При вращении распредвала в определенный момент
кулачки начинают воздействовать на толкатели клапанов. Эти приспособления, исходя из их названия
взаимодействуя с клапанами заставляют их перемещаться в вертикальном положении, т.е.- открываться и наоборот-
закрываться. Клапан представляет из себя металлический стержень со скошенной головкой. Этот скос обусловлен
тем, что при закрытии клапан должен исключая всевозможные зазоры плотно прилегать к месту контакта клапана
и ГБЦ- седлу.
Приводится в движение распредвал посредством привода от коленвала. Самые распространенные приводы
это цепные и ременные. Существует еще и зубчатая передача, но в силу его громоздкости и более высокой
стоимости она в отечественных марках, практически- не применяется. Каждая передача имеет право на
существование и, естественно, имеет свои преимущества и недостатки.
Так вот. ГРМ комплектуется клапанами, которые подразделяются на клапаны впуска и, соответственно- выпуска.
Отличаются эти приспособления диаметрами головок. Это обусловлено различными условиями функционирования.
Если клапан впуска функционирует в обычном режиме, практически не сталкиваясь с неблагоприятными условиями,
то клапаны, работающие на выпуск-наоборот-сталкиваются с постоянными температурными скачками, провоцируемые
выхлопным газопотоком, поэтому материал, из которого изготавливаются клапаны выпуска должен обладать
повышенной теплоустойчивостью. Приводами для клапанов в системе являются или гидротолкатели или коромысло.
Гидротолкатель функционирует за счет маслянистого вещества, которое благодаря своим физическим свойствам,
а именно- низкая плотность степени сжатия, при подаче по каналам в цилиндр, заполняя зазор перемещает поршень,
который, в свою очередь, приводит в действие клапан.
Привод коромыслом действует немного по- иному, и принцип его функционирования основан чисто на механике.
Коромысло представляет из себя рычаг, закрепленный на стойках головки блока. Один конец коромысла связан с
кулачком распредвала, а другой- непосредственно- с клапаном. При вращательном ходе распредвала кулачек
взаимодействуя с одной стороной коромысла провоцирует на движение другую, тем самым осуществляя открытие
и закрытие клапана. Дабы исключить возможный люфт коромысла, этот узел комплектуется предохранительной
пружиной. Работа системы ГРМ построена на вращательном ходе коленвала силового агрегата, который посредством
привода приводит в движение распредвал.
Функционирование узла рассчитано таким образом, что при двух оборотах коленвала распредвал производит
только один оборот, который произведет единичный цикл впуска (горючки) и выпуска (отработанного газопотока).
Это обусловлено тем, что скорость вращения коленвала выше чем скоростной темп распредвала в два раза.
На этом принципе и построена работа ГРМ.
Учитывая постоянное движение компонентов ГРМ, можно сделать вывод, что они подвержены износу. Выход
из строя любого компонента ГРМ может привести к потере мощности силовым агрегатом, снижением компрессии.
Все эти нежелательные результаты в следствии выхода из строя компонентов ГРМ сопровождаются стуками в
трубопроводах. Если вышеуказанные признаки появились у Вашего авто- необходимо в экстренном порядке
произвести ремонт и заменить вышедшие из строя детали, дабы не усугубить ситуацию.
Естественно, чтобы система работала качественно длительное время, то и ее компоненты должны быть соответствующего
качества. Компания Статус-М автовладельцам отечественного внедорожника УАЗ предлагает качественные комплектующие
части на данную систему от известных брендовых торговых марок по разумной стоимости.