Водяной насос или помпа предназначен для нагнетания под давлением жидкости в водораспределительную трубу, которая изготавливается обычно из нержавеющей стали, во избежание коррозии. Водяной насос, является одним из основных атрибутов такого важного узла как охлаждающая система. Но, иногда, после определенного периода времени, возникает острая необходимость замены этого неотъемлемого атрибута системы. Замена помпы обычно происходит, когда появляется течь жидкости из него или поврежден (изношен) подшипник. Срок замены помпы обычно определяют по характерному шуму во время работы. Обычно замену помпы производят в комплексе, так как, если менять одну из частей или деталь этого узла, результат может быть не совсем ожидаемый. Вообще-то, замена помпы- это процесс довольно трудоемкий, который, для удобства, желательно производить на смотровой яме. Процесс связан со снятием некоторых узлов и механизмов, которые препятствуют напрямую попасть к насосу. Так же необходим некоторый арсенал необходимых инструментов и емкости для слива жидкости. В обязательном порядке понадобятся ключи (номера 10, 12, 17), отвертки и шестигранник (номер 5). Ключи нужны для того, чтобы снять ремень привода с распредвала и ролика, а также для демонтажа монтажа крепежных деталей.
Поэтапно замену помпы можно описать таким образом.
Отсоединяем минусовой провод клеммы от аккумулятора. Затем, в обязательном порядке, сливаем остатки
охлаждающей жидкости с системы охлаждения. Для этого необходимо проделать следующие манипуляции.
Авто должно находиться, желательно, на ровной площадке. На приборной доске открывается кран отопителя,
а затем- крышка расширительного бака. С помощью шланга нужного размера и диаметра, одетого на патрубок
сливного краника радиатора, из радиатора производится слив жидкости в заранее приготовленную емкость,
которая по объему минимум должна иметь вместимость не менее 10л. Далее, снимается шланг с краника
радиатора, и одевается на кран блока цилиндров и сливаются остатки жидкости из него. Когда вся
охлаждающая жидкость слита, снимается радиатор.
Далее производятся действия, чтобы добраться до нужной нам детали, а точнее, насоса. Для этого необходимо произвести несколько манипуляций по демонтажу некоторых элементов, которые мешают напрямую нам достать насос. И так, чтобы снять натяжной ролик (вместе с ремнем, естественно), выставляем поршень первого цилиндра в (ВМТ) (верхнюю мертвую точку) сжатия такта. Этот процесс производится по метке на шестерне распредвала. Если метки на шестерне распредвала полностью совпадают с метками на шестернях маховика и коленчатого вала, Вы продолжаете работу. Если не совпадают, и такое может быть, значить Вы не совсем верно выставили поршень первого цилиндра в нужное положение. Для того, чтобы отметки совпадали, необходимо повторно провернуть еще раз коленвал до полного совпадения меток. Когда это действие выполнено, далее нужно снять натяжной ролик. При помощи ключа, Вы ослабляете крепление ролика до полного ослабления натяжки ремня. Затем Вы снимаете ремень и, естественно, натяжной ролик.
Далее идет процесс снятия шестерни распредвала. Чтобы снять шестерни
распредвала, для
начала необходимо плотно зафиксировать в неподвижном положении коленвал. Затем, при помощи
накидного ключа (номер 17), проворачивается крепление шестерни, после чего вынимаете болт шестерни
вместе с шайбой и, затем, саму шестерню.
После всех этих манипуляций, снимается задняя крышка привода ГРМ.
Когда мы добрались, непосредственно, до насоса, необходимо так же произвести некоторые действия, чтобы
наконец-то снять его. Для этого необходимо провернуть три болта крепления насоса к блоку цилиндров и ослабить
крепления хомутов подводящего нижнего шланга, с последующим отсоединения его от насоса. Когда все болты
откручены, шланг отсоединен, снимается насос вместе с уплотнительной прокладкой, которая располагается между
насосом и, соответственно, блоком цилиндров. Из корпуса меняемого насоса выкручивается штуцер, и далее
устанавливается уже на новый. Для надежности крепления желательно резьбу на штуцере обработать герметиком.
При замене помпы в обязательном порядке меняется и уплотнительная прокладка. Перед тем как установить новый
насос, Вам необходимо убедится в исправности и целостности некоторых деталей, например подшипник помпы.
При поворачивании, его валик должен вращаться тихо, плавно, и без характерных звуков и щелчков.
Установив новую помпу с новой прокладкой, Вам необходимо произвести по сборке узла те же действия,что и при разборке, только уже в обратном порядке. Данные действия при замене помпы мы вкратце описали для тех, у кого нет возможности обратиться в ближайший автосервис. Ведь все-таки только там профессионалы сделают свою работу быстро и качественно. Но если Вы решили, все- же попытаться сделать это самостоятельно- мы можем только поприветствовать Ваш выбор и надеемся, что наша помощь Вам как-то пригодилась.