Силовой агрегат для любого автотранспортного средства всегда являлся первоисточником энергии, посредством
которого авто имеет возможность самостоятельно передвигаться. Сам силовой агрегат самостоятельно не в состоянии
привести авто в движение. Это происходит, когда силовой агрегат, посредством своих компонентов взаимодействует с
другими системами и автомеханизмами, комплектующие авто, только в том случае авто сможет самостоятельно
передвигаться. Чтобы выяснить как происходит преобразований энергии, вырабатываемой ДВС, а также посредством
каких своих компонентов силового агрегата взаимодействует с другими системами- необходимо иметь хотя бы
поверхностные знания конструкции ДВС и их основное предназначение.
ДВС, как и многие сложные и многогранные узлы, имеют в своей комплектации взаимосвязанные между собой
автокомпоненты, которые определяют его работу.
Один из основных и самых сложных в конструкции силового агрегата блок и головка цилиндров. Этот блок
является основанием силового агрегата, или можно назвать- базой, с которым имеют взаимосвязь многие системы
авто. Этот блок включает в себя немалое количество автоэлементов, функции которых направлены на преобразование
тепловой энергии в энергию- механическую. Этот процесс преобразования происходит благодаря конструкционным
особенностям ГБЦ, которые предполагают работу своих автокомпонентов в довольно неблагоприятных, а можно и
сказать- экстремальных условиях, где постоянно присутствуют скачки высокой температуры нагрева и колоссальное
давление. Этот довольно сложный процесс преобразования энергий имеет смысл рассмотреть подробнее в
соответствующем разделе устройства и основного принципа функционирования блока и головки цилиндров.
Еще один важный компонент силового агрегата, без которого нормальная работоспособность авто невозможна- это
кривошатунный автомеханизм. Также, как и ГБЦ этот автоэлемент ДВС имеет довольно громоздкую конструкцию и
множество автокомпонентов, которые отвечают за преобразование поступательного хода поршня в цилиндрах ГБЦ во
вращательное коленвала. Таким образом, при непосредственном участии данного автомеханизма результат сгорания
горючки, образовавшаяся тепловая энергия приводит в поступательный ход поршень, который взаимосвязан с КШМ.
Вращательный ход КШМ приводит в движение коленвал, а тот, в свою очередь, посредством трансмиссии ведущие
колеса авто.
Не секрет, что при сгорании горючки в камерах ГБЦ образовываются газы, которым свойственно не только высокая
температура нагрева и колоссальное давление, с которым они покидают камеры сгорания, но и довольно высокая
токсичность. Чтобы вывести непосредственно из камер ГБЦ эти газы, авто комплектуется еще одним важным узлом.
Узел, который отвечает за вывод из ДВС отработанных продуктов горения, а также за обеспечением новой порцией
камер сгорания ГБЦ горючкой- это автомеханизм газораспределения или ГРМ. Важность кривошипно-шатунного автомеханизма
и ГРМ определяют функции, которые они выполняют. Поэтому, как и ГБЦ есть смысл рассмотреть вышеуказанные
автокомпоненты так же - по-отдельности, в соответствующей этой категории автоэлементам разделе.
Не менее важным компонентом в комплектации силового агрегата являются прокладки. Многие причины сбоев в работе
ДВС как раз провоцируют поврежденные прокладки, не обеспечивающие должную герметичность стыков. Естественно,
особое внимание необходимо уделить прокладке между головкой и блоком цилиндров. Эта прокладка, можно сказать,
определяет работу этого блока. Если прокладка не будет обеспечивать герметичность - возможна утечка газопотока
из цилиндров, которая грозит, так называемой- компрессией. Это не только потеря мощности силовым агрегатом и
незапланированный перерасход горючки. Этот фактор может вызвать полную остановку силового агрегата со всеми,
неприятными последствиями в виде его ремонта. Прокладка, - это изделие одноразовое и восстановлению после
эксплуатации- не подлежит.
Определив основные компоненты силового агрегата, можно воспроизвести его принцип действия. А именно- при
запуске силового агрегата посредством ключа запускается параллельно топливная помпа, которая гонит топливо в сторону ДВС. В карбюраторе (при условии комплектации авто карбюраторным ДВС) топливо смешивается с кислородом и формирует горючку, которая посредством впрыска попадает
в камеры сгорания ГБЦ. Свеча, получив «питание» от электросистемы авто вырабатывает искру, которая
провоцирует воспламенение и взрыв горючки внутри камеры сгорания. Этот взрыв образует тепловую энергию,
которая способна привести в поступательный ход поршень. Как уже отмечалось, поступательный ход поршня
преобразуется во вращательное движение коленвала посредством кривошипно-шатунного механизма. А дальше,
коленвал передает этот ход на ведущие колеса.
ДВС как силовой агрегат, применяющийся не только в автомобилестроении, но и в других сферах, где
необходима энергия имеет свои преимущества и недостатки. К основным недостаткам можно отнести довольно
небольшой КПД, большое выделение токсичных газов, довольно высокий уровень шума и вибрации. Преимуществами
ДВС являются относительно недорогостоящие и доступные комплектующие автоэлементы, высокая надежность и
универсальность при использовании различных видов топлива и газа, простота конструкции, которая способствует
относительно непроблематичному производству его ремонта. Но основным, и самым ключевым преимуществом ДВС является
то, что пока ему нет альтернативы, которая бы исключала все вышеописанные недостатки и имела те же преимущества.
Обозначив все основные автоэлементы, можно сделать определенный вывод- чтобы силовой агрегат действительно
имел хорошую работоспособность, он должен комплектоваться качественными компонентами и работать на качественном топливе. По поводу качественных автокомпонентов, компания Статус-М может предложить автовладельцам
«УАЗиков» самых различных модификаций качественные комплектующие для силового агрегата и сопутствующие
товары по самым разумным ценам.