Когда человек садится в автомобиль, и не важно, в качестве водителя или пассажира, и когда машина завелась и поехала - это считается нормой. Но, бывают случаи, когда Ваш «стальной конь» не желает подавать «признаков жизни», тогда все начинаю пенять на мотор. А это зря. Ведь автомобиль – это не только один двигатель, это целая система самых разнообразных узлов, механизмов и устройств. И выход из строя, какой либо детали или узла, все равно наложит свой отпечаток на работоспособность машины. Если Вам не удалось запустить движок Вашего авто, то не значит, что подводит движок. Конечно, делить механизмы и узлы в машине по степени важности как- то некорректно. Каждый механизм, узел или деталь, несмотря на свои размеры, выполняет свою функцию, которая направлена на достижение единой цели - это надежность и работоспособность авто. Мы попробуем вкратце описать устройство и принцип действия движка, чтобы в последствии не возникало никаких вопросов причин неудовлетворительной работы Вашей «ласточки».
Движок для автомобиля - это как сердце. Без него любое авто представляет собой просто набор деталей, узлов и механизмов, или просто говоря большую груду «организованного» металлического лома. Без двигателя, если не считать внешних, форс-мажорных факторов, ни одно автотранспортное средство не сдвинется и с места. Обычно все автомобили (исключение составляют электромобили), комплектуются двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Конструкционно ДВС имеет несколько видов. Нас больше интересует поршневая конструкция ДВС, так как на «Волгах» установлен именно такой мотор. Основными источниками «питания» движка может быть бензин, газ, дизтопливо. Как уже известно, ДВС преобразует тепловую энергию, которая образовывается за счет, так называемого, взрыва горючей смеси в камере сгорания цилиндров в механическую. Топливная смесь образовывается в карбюраторе топливной системы и представляет собой смесь топлива которым заправлено Ваше авто (дизтопливо, бензин) плюс поступивший в карбюратор кислород.
Движок, как и многие сложные узлы, состоят из немалого количества деталей и устройств. В смонтированном состоянии эти узлы, как бы и способствуют передвижению авто. Конечно, узлы и детали, как уже отмечалось, нельзя делить на основные и второстепенные. Мы, в свою очередь, выделим узлы, которые включают в себя совокупность более мелких и невидимых на первый взгляд деталей. И так. к таким узлам можно отнести:
- КШМ (кривошипно-шатунный механизм). По названию этого, довольно сложного по онструкции узла можно определить, что КШМ отвечает за преобразование движений от поршня (поступательного) к коленвалу (вращательное), таким образом, передавая движение на ведущую колесную пару;
- блок и головка цилиндров - наверно, основная часть движка, которая выполняет роль «базы» для размещения и расположения основных механизмов движка, который и обеспечивает процесс работы, начиная от подачи горючки и заканчивая выводом продуктов отработки движка в выхлопную систему авто. Необходимо отметить, что этот блок это довольно громоздкий, поэтому, нам кажется, есть смысл рассмотреть его отдельно.
- очень громоздкий, в связи с множеством мелких деталей- механизм газораспределения. Этот механизм играет роль «поставщика» горючки в камеру сгорания, а так же вывод из двигателя уже отработанных выхлопных газов;
- прокладки двигателя. Основное предназначение прокладок- обеспечение
надежной и полной герметизации в стыках между деталями и механизмами двигателя.
Принцип работы движка авто поверхностно можно описать так. В начале, горючка (бензин, дизтопливо) поступает в
камеру сгорания из форсунок, где оно, таким образом, смешивается с кислородом. Затем, когда свеча зажигания
вырабатывает искру, воздушно-топливная смесь внутри цилиндра сразу воспламеняется и в результате происходит взрыв.
Взрыв, естественно, образовывает газы. А они, тем самым, под сильным давлением давят поршень с кольцами вниз цилиндра. Движение поршня вызывает ход коленчатого вала. А он, тем самым, за счет собственного хода, постепенно начинает планомерно приводить в движение (вращать) трансмиссию. Предусмотренные конструкцией специальные шестеренки вращение трансмиссии передают движение, учитывая, что «Волга»- машина заднеприводная, на заднюю, ведущую, колесную пару.
Плюсом всех ДВС можно считать высокую надежность, невысокую стоимость двигателя как в сборе, так и отдельных его деталей и узлов, способность работы от разного вида топлива (дизтопливо, бензин всех марок, газ), простоту в обслуживании (если знать его устройство, то не сложно и самостоятельно произвести ремонт). ДВС за его автономность можно считать универсальным агрегатом. Ведь двигатель внутреннего сгорания может применяться, не только в автомобилестроении, но и в других сферах, где необходима энергия, вырабатываемая ДВС. К недостаткам можно отнести довольно высокий уровень шума (в авто с ним «борется» выхлопная система), относительно невысокий КПД и, естественно, выброс в атмосферу большого количества выхлопных токсичных газов, что влияет на общую экологическую обстановку.
Взвесив все «за» и «против», а так же ближайшую перспективу в области машиностроении, мы видим, что альтернативы двигателю внутреннего сгорания пока, даже на горизонте, не предвидится. Хотя в мире науки и пытаются создать экологически чистый двигатель, но они как экономически, так и по габаритным данным ну никак не могут применяться в наших реалиях.